На прошедшем в Томске форуме SciComm Сибирь, секции «Гражданская наука», состоялась презентация платформы PROСибирь, в день открытия форума для его иногородних участников — экскурсия в Музей книги. Чем вызван интерес гостей к сокровищнице «научки» и почему проект PRO Сибирь органично вписывается в концепцию гражданской науки, об этом рассказывает директор Научной библиотеки НИ ТГУ Артем ВАСИЛЬЕВ.
— На первый взгляд, связь гражданской науки и библиотек кажется странной. Рассуждая на эту тему, обычно приводят примеры XIX – XX века, когда ученые привлекали не профессионалов, например, для наблюдения за птицами и составления словарей. При этом в библиотеках того времени была совершенно иная ситуация: там очень ревностно относились к фондам и не допускали никого, кроме сотрудников к описаниям или составлению каталогов
И вот за последние 20 лет в XXI веке ситуация вновь изменилась: как грибы после дождя растут проекты в логике краудсорсинга в учреждениях культуры, музеях и библиотеках. Есть прекрасные примеры их успешности. У Британской библиотеки, например, есть целый портал, где размещаются проекты такого рода. Очень значимый для нас пример — сайт австралийских газет и журналов, где коррекцией материалов занимались десятки тысяч граждан. Были сделаны удивительные подсчеты — привлечение волонтеров сэкономило 270 лет работы библиотекарей.
— Что же сегодня представляет собой гражданская наука? И почему на этой тематической секции была заявлена презентация проекта PRO Сибирь?
— Одно из определений, прозвучавших на форуме SciComm, и адекватно отражающих суть — это научная работа, которую проводят люди без специального образования вместе с учеными или под их руководством. Такому пониманию отвечает проект PRO Сибирь, который изначально был нацелен на поиски новых подходов к оцифрованным материалам из фондов Научной библиотеки.
Научная библиотека ТГУ — обладатель одного из самых больших фондов сибирских газет, которым мы очень гордимся. На протяжении 20 лет мы оцифровывали их, а также различные рукописные, архивные материалы, труды ученых и формировали электронную библиотеку. Это гигантское хранилище PDF — наш ресурс хорошо индексируется поисковыми системами, и занимает 2-е место в России и 42-е в мире среди 4 тысяч других. Но современному пользователю недостаточно функционала любой электронной библиотеки, да и для нас стало понятно, что потенциал такого «богатства» используется не в полной мере.
Вот тогда и возникла идея создать сервис, который поможет в работе над источниками, будет интегрирован с образовательным и научным процессом и аккумулирует материалы не только НБ ТГУ, но и партнеров. Кроме того, изначально мы хотели построить более живое взаимодействие с пользователями — студентами, исследователями и обобщенным «массовым читателем».
Приняв решение, обратиться к волонтерам, преследовали две задачи: оживить интерес к коллекциям и улучшить качество материалов, которые размещены на платформе PRO Сибирь. Да, многие старинные газеты распознаются автоматически, но распознаются плохо, а значит, исследователю или ученому сложно найти нужный источник.
— А где гарантия того, что пришедший на помощь волонтер, корректно обработает первоначальную версию и сделает ее лучше и доступнее для поиска?
— На старте проекта у нас была лишь гипотеза и желание проверить, готов ли пользователь так же, как в больших мировых библиотеках, работать с источниками. Оказалось, что готов: сначала мы привлекали волонтеров, чтобы переносить контент со старой электронной библиотеки и на платформу PRO Сибирь, затем — к транскрипции текстов и распознаванию тех, которые плохо обработала «автоматика». Сейчас к этому добавилось тегирование материалов для облегчения их поиска на платформе, возможность размещать на платформе личные архивы или коллекции и…появились свои чемпионаты — волонтеры, которые распознали уже миллионы знаков.
— Какие мотивы у самих волонтеров зайти и поработать на платформе? И есть ли критерии оценки качества их работы? Почему тому, что сделал волонтер, может доверять большой ученый?
— Мотивы самые разные: например, волонтер из Молдовы просто хотел посмотреть, как это работает, но большинство, конечно же, интересуются краеведческой тематикой или генеалогией. Чтобы оказаться на платформе и получить статус волонтера, нужно пройти регистрацию, тестирование, потратить личное время, то есть изначально проявить заинтересованность. Как правило, для случайных людей такие подготовительные этапы непреодолимы. Плюс, конечно же, нужны базовые цифровые навыки распознавания текста, полнотекстового поиска, а также доверие к ресурсу — уверенность в том, что все обработанное тобой, будет бережно и навсегда сохранено системой.
Если говорить глобально, то качество работы волонтера оценивается по тому, насколько ученым становится быстрее и проще найти искомый источник или их перечень.
— Так на что и на кого делает ставку команда проекта PRO Сибирь — на большого ученого или увлеченного историей Сибири краеведа-любителя?
— У нас есть очень хороший опыт и отзывы исследователей, пользующихся ресурсами платформы. Но ограничиваться рамками сервиса, который будет интересен узкому кругу ученых в локальном сегменте, расточительно. Поэтому такое же равнозначное направление нашей работы — аудитория начинающих исследователей и — в самом лучшем смысле этого слова — массовый читатель, краеведческие сообщества, пользователи, увлеченные поиском и составлением своих родословных. У нас создан раздел личных коллекций, где можно размещать семейные материалы, фотографии и документы. Если люди будут использовать ресурс массово и наполнять его, создавая коллекции, это будет большой успех.
— Что еще дополнит экосистему платформы PRO Сибирь?
— Сейчас мы активно формируем сообщество волонтеров: у нас есть опыт сотрудничества с порталом «Люди науки», в мае прошел первый чемпионат среди волонтеров, второй год подряд на платформе проходят практику будущие издатели — студенты филологического факультета ТГУ. При этом мы не только встраиваем платформу в образовательный процесс и модули, но и предлагаем на ее основе собственные курсы, отвечающие концепции гражданской науки. Сейчас сотрудники отдела рукописей и книжных памятников НБ ТГУ разрабатывают 16-часовой курс как раз для увлеченных краеведением любителей, чтобы научить их работать с источниками.
Сегодня платформа объединяет больше 127 тысяч источников, на ней работают свыше 1200 исследователей, ежемесячно распознается более 60 тыс. знаков.
В плане оцифровки материалов, особенно газет, сейчас наш главный партнер — Областная универсальная библиотека им. Пушкина. Есть опыт взаимодействия по оцифровке рукописей и карт с Областным краеведческим музеем. Со своей стороны, мы намерены расширять такое сотрудничество. Ведь любой хранитель материалов заинтересован в том, чтобы к ним обращались. У нас есть возможность формировать и отдельные, и совместные коллекции материалов. Мы исповедуем принцип партнерства и абсолютной открытости в предоставлении данных.